Вы здесь

Как при занятиях Соробаном синхронизируется работа полушарий?

Методик и программ развития детей существует великое множество. Например, с помощью кубиков Зайцева можно научить любимое чадо читать, когда он еще не дорос до парты, а с карточками Домана - с пеленок наполнить детский мир образами различных предметов с их названиями.

Ментальная арифметика - также программа развития ребенка. С ее помощью учат считать считать, причем считать в уме (лат. mentalis - "умственный, рассудочный"), причем считать быстро. А ключевым является то, что устный счет, в данном случае, выступает лишь инструментом, которым ребенок "прокачивает" свой мозг.

Методика Соробан (яп. 算盤/ そろばん - "соро"/"бан" - "счётная доска") - помогает ребенку освоить такой счет с помощью счетов абак, на которых ребенок отрабатывает решения примеров, передвигая косточки специальным образом и определенными движениями пальцев. Начиная с первого урока, постепенно, реальные счеты переходят в ментальный образ, который ребенок держит в своем воображении.

Интересным и особо значимым является то, что ребенок при устном счете обязательно задействует оба полушария головного мозга. Только при их слаженной и дружной работе мы получаем правильный и точный результат.

Как известно, левое полушарие мозга отвечает за логику и анализ, а правое - за творчество. Научным языком это разделение задач называется функциональной ассиметрией. Для того, что называется “гармоничное развитие личности” необходима совместная работа обоих полушарий. Синхронизации их работы и учат в Школе “Соробан” - soroban.ru

Итак, как же считать этим загадочным соробаном?

Ребенок видит перед собой счеты ("видит" в уме) - видит количество косточек на рядочках - сопоставляет их количество с числовым значением и дальше, передвигая косточки (в уме!), соответствующим правилам образом, совершает те или иные математические действия. Внешне обычно это выглядит так, как будто он большими и указательными пальцами обеих рук "гладит" и "щипает" воздух.

А в это время в его мозгу происходит колоссальная работа по синхронизации обоих полушарий, которую показывает задействованность обеих рук на этапе работы со счетами.

Одновременная работы полушарий осуществляется так: левое полушарие “понимает”, какой образ нужно "заказать" правому; правое “показывает” образ счет целиком, а левое выставляет на нем необходимое количество косточек; образ "перехватывается" правым полушарием для анализа, а затем “возвращается” обратно в левое для озвучивания полученного числа.

Особым "трюком", который демонстрирует, действительно, синхронную работу полушарий, и которым овладевают юные соробанята, примерно, через один-два месяца обучения - одновременные счет и рассказывание стихотворения или спортивные упражнения, игра с мячом, танец или иные действия.

Стоит отметить, что ребенок считает на скоростях, которые кажутся нереальными, особенно для тех, кто привык считать обычной математикой.

В процессе тренировки, выполняя такие упражнения для мозга, как сложение, вычитание и умножение (особенно, больших чисел) развиваются и мышление, и память, и внимание. Про мышление, наверное, и так понятно: куда без него в таком деле, как счет - постоянный анализ; память - особенно визуальная и аудиальная - при запоминании диктуемых и представляемых на экране чисел. А внимание - его концентрация и устойчивость - развивается при монотонно предлагаемых с постоянной скоростью длинных примерах (например, + 9 - 7 + 2 - 5 + 3 и так далее - до 20 и более вариантов). Развиваемые качества будут полезны во взрослой жизни. Например, при продолжительном нахождением за рулем автомобиля, когда концентрация внимания должна сохраняться на высоком уровне продолжительное время.

Возрастает стрессоустойчивость - а как без нее на скорости счета в 0,3 секунды считать длинный пример? А самооценка как повышается! Ведь ребенок умеет то, чего не могут его школьные друзья и даже учителя.

Оптимальный возраст для обучения по методике “Соробан” - от 5 и до 11 лет. До 5 лет - еще рано для систематических занятий, после 11 лет - по мере взросления у ребенка появляются свои интересы и мотивация. Подросток должен понимать для чего ему нужно это обучение. При правильной мотивации даже дети более старшего возраста показывают отличные результаты. Процесс усложняет и то, что ребенок уже выучил классическую арифметику и переключиться со школьной программы счета на образный не всегда легко.

Кроме того, в 2016/2017 учебном году в базовой школе “Соробан” в украинском Днепре обучались студенты старше 55 лет. Самому взрослому ученику 85 лет! Это обучение показало результативность методики при работе с различными возрастными группами. В данном случае обучение было направлено на поддержание функций мозга, однако, было отмечено и значительное улучшение показателей умственной деятельности по сравнению с результатами тестирования в начале обучения. Удержать скорость мышления, сохранить объем памяти как в молодости - пожалуй, мечта пожилых людей стала реальность. С осени 2017 года группы студентов старше 55 лет будут обучаться во всех школах международной сети “Соробан”.

Важно, что занятия по методике “Соробан” проходят в игровой форме, и даже тренировка на олайн-тренажере с Дедом Соробаном - увлекательная игра. Нескучные уроки и потрясающие результаты обучения - это нравится детям и важно для родителей!

Автор: Мовчан Екатерина Сергеевна, практикующий детский психолог